Герб Уфимского райна

Администрация
Шумского муниципального образования
администрация городского поселения
Нижнеудинский район Иркутская область

Рекомендации по проведению ветеринарно-санитарных мероприятий на пострадавших от наводнения территориях

Рекомендации по проведению ветеринарно-санитарных мероприятий на пострадавших от наводнения территориях

 

Возникновение чрезвычайной ситуации (ЧС) необходимо рассматривать как экстренное, полиаспектное событие способное спровоцировать вспышки заразных заболеваний среди людей и животных. Преодоление (ликвидация) такой ситуации является основным вызовом для всех служб, включая ветеринарные службы, при этом для них основной ставится задача по предотвращению распространения возбудителей заразных болезней в восприимчивую популяцию животных, быстрое обнаружение заболевания и принятие действенных мер в нештатной ситуации.

Экстренное реагирование в контексте представленных задач выдвигает на передний план следующие цели:

  • организацию работы на опережение негативных сценариев развития чрезвычайной ситуации;
  • своевременное обнаружение и быстрое предотвращение заноса/распространения возбудителей значимых заразных заболеваний;
  • финансовую, правовую поддержку противоэпизоотических мероприятий как в период эпизоотии (экстренная работа), так и благополучия (рутинная работа).

Для достижения упомянутых целей на пострадавшей от ЧС территории необходимо:

– организовать эффективное информирование владельцев животных, обслуживающего животных персонала, населения для формирования у них обоснованной «эпиднастороженности»;

– организовать отлов безнадзорных животных с организацией мест их безопасного временного содержания;

– провести точный переучет поголовья всех видов животных, с организацией проведения клинического наблюдения за состоянием их здоровья;

– организовать взаимодействия владельцев скота (торговцев) с госветслужбой (обязательное и немедленное оповещение обо всех подозрительных случаях);

– усилить надзор за торговлей живыми животными, местами убоя, продажи продуктов убоя животных, эффективно пресекать незаконные перемещения животных и полученной от них продукции;

– восстановить систему эпизоотологического надзора (в первую очередь за опасными заразными болезнями с учетом оценки потенциальных угроз их распространения в зависимости от конкретных для каждой местности особенностей развития ситуации);

– наладить межведомственное взаимодействие и местной администрацией по совместному проведению работ по ликвидации последствий ЧС с конкретизацией привлекаемых сил и средств различных ведомств/служб и закреплением персонала, привлекаемого к различным видам работ по предотвращению заноса/распространения, искоренению заболевания;

– наладить актуальный инструктаж ветеринарных специалистов и административных руководителей, обеспечить их необходимыми справочными пособиями;

– создать специализированные команды по проведению обследования (для проведения скорого и тщательного расследования всех подозрительных случаев, связанных с заболеванием и гибелью животных и отбору проб для проведения диагностических исследований для без промедлительного выполнения соответствующих мероприятий в обнаруженных очагах/инфицированных объектах);

– обеспечить своевременное лечение животных с признаками незаразных болезней (по результатам точной диагностики, в т.ч. лабораторного тестирования);

– организовать обследование животноводческих хозяйств (включая частные подворья), мест захоронения больных животных (скотомогильники) с проведением мероприятий по быстрому восстановлению систем их биозащиты;

–  организовать тщательное обследование местности с обнаружением всех трупов животных, а также испорченной продукции животного происхождения (затопленные склады, холодильники) с обеспечением мер по их безопасному сбору и утилизации;

– обеспечить достаточное количество транспорта, персонала, оборудования для уничтожения трупов и/или мест для их безопасного уничтожения/захоронения;

– обеспечить достаточное количество дезинфекционного оборудования и средств для очистки, дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

– обеспечить домашних животных достаточным количеством безопасных по происхождению и качеству хранения кормов (в т.ч. недопущение скармливания животным не обезвреженных пищевых отходов);

– обеспечить домашних животных достаточным количеством безопасной питьевой воды;

– обеспечить проведение экстренной вакцинации КРС, МРС, свиней против сибирской язвы (с учетом наличия на подтопленной территории области значительного числа сибиреязвенных скотомогильников), а собак и кошек против бешенства (после уточнения численности поголовья домашних животных их вакцинацию следует проводить согласно имевшемуся Плану противоэпизоотических мероприятий (в т.ч. против ящура, бруцеллеза и др.))

– организовать контроль за состоянием здоровья животных в дикой фауне;

– определить источники и механизмы финансирования для проведения противоэпизоотических мероприятий, компенсации убытков владельцам животных;

– обеспечить нормативно- правовое регулирование деятельности связанной с ликвидацией ситуации угрожающей распространением заразных болезней;

– организовать контроль за выполнением проводимых мероприятий с оперативным выявлением и устранением имеющихся недостатков;

– своевременно обновлять планы действий при ЧС и оперативные инструкции с коррекцией их структуры управления.

При возникновении подозрения/вспышки заразного заболевания требуется:

– быстро и точно установить масштаб вспышки;

– быстро и эффективно ограничивать перемещение восприимчивых животных, продукции полученной от них, товаров риска (карантин);

– усилить меры биобезопасности животноводческих хозяйств, расположенных в зоне риска распространения инфекции;

– организовать экстренную или дополнительную вакцинацию восприимчивых животных;

– провести очистку, дезинфекцию, дезинсекцию, дезакаризацию животноводческих помещений (в очаге, неблагополучном пункте) и прилегающих к

наверх